От мариологии до тритеизма: о возможных поздневизантийских параллелях к идеям Леонтия Византийского и Иоанна Филопона (Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар)

Часть вторая

Авторы

  • Дмитрий Макаров

Ключевые слова:

Леонтий Византийский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар, тритеизм, сущность и ипостась, воипостасное, Филиокве, логика и риторика в византийском богословии

Аннотация

Статья представляет собой вторую часть исследования о возможных перекличках и влияниях между Леонтием Византийским и латинофильской мыслью Византии XIII в. (Иоанн XI Векк). Показано, что основная путаница в сочинении Векка «Об унии между Церквами Старого и Нового Рима», вызванная нечётким употреблением категорий «сущность», «ипостась», «природа», «воипостасное» и др., могла иметь в качестве одной из причин недостаточное знакомство с трудами Леонтия Византийского, особенно с сочинением «Против несториан и евтихиан», в котором сам Леонтий предвидел ходы мысли, аналогичные рассуждениям Векка. В русле той же тенденции лежит и сведéние латинофильства Векка к тритеизму, представленное в антирретике Георгия Мосхамбара «Против богохульств Векка» (1281). Труды таких мыслителей, как Леонтий Византийский и Мосхамбар опровергают распространённое мнение (представленное, в частности, в трудах Х.-Г. Бека и Т. Кольбабы), будто в византийском богословии риторика превалировала над логикой.

Биография автора

Дмитрий Макаров

Статья представляет собой вторую часть исследования о возможных перекличках и влияниях между Леонтием Византийским и латинофильской мыслью Византии XIII в. (Иоанн XI Векк). Показано, что основная путаница в сочинении Векка «Об унии между Церквами Старого и Нового Рима», вызванная нечётким употреблением категорий «сущность», «ипостась», «природа», «воипостасное» и др., могла иметь в качестве одной из причин недостаточное знакомство с трудами Леонтия Византийского, особенно с сочинением «Против несториан и евтихиан», в котором сам Леонтий предвидел ходы мысли, аналогичные рассуждениям Векка. В русле той же тенденции лежит и сведéние латинофильства Векка к тритеизму, представленное в антирретике Георгия Мосхамбара «Против богохульств Векка» (1281). Труды таких мыслителей, как Леонтий Византийский и Мосхамбар опровергают распространённое мнение (представленное, в частности, в трудах Х.-Г. Бека и Т. Кольбабы), будто в византийском богословии риторика превалировала над логикой.

Загрузки

Опубликован

2019-12-20

Выпуск

Раздел

Критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)