От мариологии до тритеизма: о возможных поздневизантийских параллелях к идеям Леонтия Византийского и Иоанна Филопона (Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар)
Часть первая
Ключевые слова:
божественно-человеческие отношения, тритеизм, воипостасное, Филиокве, логико-категориальный аппарат в богословии и философии, Леонтий Византийский, Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Иоанн ФилопонАннотация
Статья представляет собой первую часть исследования о возможных перекличках и влияниях между мыслителем VI в. Леонтием Византийским, в трудах которого формируется утончённый логико-философский и богословский аппарат для разрешения догматических споров, и, соответственно, паламитской и протоантипаламитской (латинофильской) мыслью Византии XIII‑XIV вв. Хотя о прямом влиянии Леонтия на представителей обоих лагерей (соответственно, Феофана Никейского и Иоанна XI Векка) говорить не приходится, ряд звеньев логической преемственности в плане истории идей всё же удаётся установить. Это типология «вертикальных» и «горизонтальных» отношений человека с Богом у Леонтия и Феофана, с одной стороны (пример условно-положительной рецепции Феофаном идей Леонтия); и, с другой стороны, почти полный отход от идей и наследия Леонтия (при использовании ограниченного числа его категорий) в хаотичной догматической системе Векка. На примере труда Векка «Об унии между Церквами старого и нового Рима» выделяются и анализируются тридцать четыре пункта, по которым патриарх-латинофил отходит как от православной догматики, так и от византийской философии. В качестве главной черты учения Векка называется тритеизм, бывший мишенью и для Леонтия.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.