Антипаламизм в раннем творчестве Х.-Г. Бека: русские истоки и католические параллели

Часть II

Авторы

  • Дмитрий Макаров

Ключевые слова:

Ханс-Георг Бек, свт. Григорий Палама, паламизм, антипаламизм, Владимир Соловьёв, Фома Аквинский, схоластика, томизм, неосхоластика, гуманизм, энергии Божии, халкидонское православие, монофизитство

Аннотация

Ханс-Георг Бек (1910–1999), крупнейший немецкий византинист ХХ в., прошёл путь от бенедиктинского монаха до мюнхенского профессора, создателя всеобъемлющей концепции истории Византии и византийской культуры. Вопросы истории Церкви и богословия занимали его с первых шагов научной деятельности. Будучи учеником крупнейшего историка схоластики Мартина Грабмана, Бек усвоил томистский взгляд на богословие и потому отрицал реальное различение в Боге сущности и энергий, раскрытое св. Григорием Паламой. Но если в своей первой статье «Борьба за томистское понимание богословия в Византии» (1935) Бек критикует паламизм «извне», с позиций неосхоластики, то в своей светской диссертации о Феодоре Метохите (1952) — уже «изнутри», пытаясь доказать несовместимость паламизма с халкидонитским православием. Помимо общих соображений о малой креативности византийского народного духа, Х.-Г. Бек опирается в этом вопросе на идею В. С. Соловьёва (1853–1900) о том, что византийское монашество с ранних веков было заражено монофизитством. Именно поэтому, по мысли Бека, оно и допустило столь «странное» и «антропоморфистское» учение, как паламитский исихазм (эти два явления Бек чётко не разграничивал).

Биография автора

Дмитрий Макаров

доктор философских наук, доцент и заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург), профессор библейско-богословской кафедры Екатеринбургской духовной семинарии

Загрузки

Опубликован

2020-11-25

Выпуск

Раздел

Исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)