О восприятии Эриугеной неоплатонической идеи самодвижения

Авторы

  • Аркадий Шуфрин

Ключевые слова:

самодвижение, Эриугена, самовозвращение, самоопределение, Дионисий Ареопагит, ангелы, Максим Исповедник, самоконституирование, христианский неоплатонизм

Аннотация

В статье рассматривается усвоение понятия «самодвижение» Иоанном Скоттом Эриугеной. В начале делается исторический обзор этого понятия, начиная с Платона и Аристотеля. Если для Прокла и Прискиана самовозвращение (как самодвижение) равно самоопределению, то для христианского неоплатоника Дионисия Ареопагита самодвижение — это либо самовозвращение (для Божества), либо самоопределение (для человека). К ангелам он это свойство не относит. В переводе Эриугеной Дионисия и св. Максима Исповедника самодвижение приписывается и ангелам, и элементу неодушевленной природы — огню. В статье анализируется, каким образом Эриугена мог допустить такую ошибку при переводе. В связи с этим рассматривается, почему Эриугена переводит ταὐτοκίνητος как самодвижение во фразе об ангелах, а также говорит о самовозвращении огня. В статье показывается, что несмотря на, казалось бы, неправомерный перенос на тварь свойства, присущего только Божеству, этот ход мысли Эриугены имеет смысл для него в эсхатологической перспективе.

Биография автора

Аркадий Шуфрин

магистр богословия, доктор церковной истории, сотрудник библиотеки Принстонского университета

Загрузки

Опубликован

2023-08-15

Выпуск

Раздел

Исследования