Климент Александрийский и явление христианской субъектности

Авторы

  • Аркадий Шуфрин

Ключевые слова:

христианская философия, христианская антропология, Климент Александрийский, свобода выбора, сщмч. Ириней Лионский, уподобление Богу, грехопадение, самоотношение, непрестанная молитва

Аннотация

В статье прослеживается возникновение первого в христианской мысли понимания сво­бо­ды как основания человеческой субъектности. Оно связано с именем Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ского. Для этого вначале рассматривается, как понималась свобода сщмч. Ири­не­ем Ли­он­ским. Доказывается, что его понимание свободы оставалось в рам­ках ближневосточного менталитета, примером чего является его трактовка биб­лей­ской истории о преслушании прародителей, в которой свобода представлена ди­дак­ти­чес­ки, как способность человека выбирать между добром и злом. С Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ского начинается усвоение христианской мыслью греческого философского понимания человеческой природы, согласно которому человек в принципе не способен выбрать то, что не кажется ему благом для него самого. В соответствии с этим пониманием человеческой природы как изначально «эгоистичной», человеческая свобода понимается как стремление к истинному благу (в отличие от блага лишь ка­жу­ще­го­ся): быть свободным значит служить поистине себе. Таким образом, свобода уже предполагает самоотношение, которое конститутивно для «субъекта» (или «Я») в нашем современном понимании. Для Климента обожение человека не может быть достигнуто одними только его усилиями, но является делом Бога, относящегося к Себе через христианина, в котором Он пребывает.

Биография автора

Аркадий Шуфрин

магистр богословия, доктор церковной истории, сотрудник библиотеки Принстонского университета

Загрузки

Опубликован

2019-12-20

Выпуск

Раздел

Критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии