Вышел десятый номер журнала «Библия и христианская древность»

2021-07-15

В «Центре изучения патристики и христианской древности» Московской Духовной Академии на кафедре Богословия вышел из печати второй номер 2021 г., десятый в общей нумерации журнала «Библия и христианская древность» (БХД). Номер включает в себя четырнадцать публикаций в пяти разделах по разным направлениям христианской науки: 1) критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии; 2) исследования; 3) заметки и библиографические обзоры; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.

В первом разделе представлены три публикации:
1) прот. Леонид Грилихес представил публикацию третьей частиреконструкции евангельского текста: «Опыт реконструкции изосиллабической поэзии Нового Завета. «Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19−31)»; продолжает публикации изосиллабических реконструкций на иврит текстов Нового Завета (журнал «Библия и христианская древность», № 4 (8), № 1 (9) и предлагает реконструкцию Притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19−31). Исследователь исходит из того, что притчи Иисуса Христа, а также значительное число других Его речей, представляли собой изосиллабические поэтические тексты;

2) во второй публикации внимаю и критике исследователей предложен уникальный текст: «Проповедь Нестория „Против еретиков, о божественной Троице“»; перевод с греческого, издание славянского перевода с греческого, предисловие и комментарии был осуществлён Д. В. Смирновым. Публикация посвящена проповеди Нестория, архиепископа Константинопольского, «Против еретиков, о божественной Троице», которая сохранилась под именем Василия, архиеп. Селевкийского, и была недавно идентифицирована и издана в древнегреческом оригинале В. Кинцигом. В предисловии даётся общая характеристика корпуса греческих проповедей Нестория, рассматривается текстология публикуемой проповеди и её перевода на славянский язык, анализируются богословское содержание проповеди и её критическая рецепция свт. Кириллом Александрийским. По заключению автора, проповедь имеет скорее риторическую, чем богословскую ценность; вместе с тем она служит важным источником, позволяющим понять внутреннюю связь между триадологическими и христологическими убеждениями Нестория;

3) третья публикация посвящена восхвалению евангелиста Луки: «Энкомий в честь евангелиста Луки»; перевод с греческого, вступительная статья и комментарии О. М. Пушина. Статья посвящена одному энкомию в честь евангелиста Луки, текст которого сохранился в рукописи Laud. gr. 81 (и в двух её копиях). В этой рукописи его автором назван прп. Андрей Критский, и в Ambros. A 63 inf., в которой авторство приписывается диакону и скевофилаксу Фотию. Рассматриваются некоторые аргументы, касающиеся авторства этого текста, и публикуется его перевод на русский язык.

Второй раздел «Исследования» представляет три публикации в области патрологии и библейской критики:

1) первое исследование раздела нидерландского учёного Х. ван Лоона«Одна включает статью: „ἐνέργεια“ у свт. Кирилла Александрийского в „Толковании на Евангелие от Иоанна“ (Ин. 6, 53)» — ранее нигде не публиковалось и написано специально для журнала «Библия и христианская древность»; перевод с английского был сделан иером. Феодором (Юлаевым). В настоящем исследовании анализируется одно выражение свт. Кирилла Александрийского (ок. 378−444). В своём «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6, 53) святитель, объясняя действие Евхаристии через сравнение с воскрешением дочери Иаира (Лк. 8, 53−54) посредством повеления Христа и протягивания Его руки, называет животворящую ἐνέργεια одной и сродной. В VIIв. это место было введено моноэнергистами для доказательства того, что во Христе есть только одна ἐνέργεια. В статье сначала рассматривается, какое значение придавалось выражению «одна и сродная ἐνέργεια» различными поборниками моноэнергизма, прп. Максимом Исповедником (579/580−662), а также несколькими богословами Нового времени. После этого исследуется, что именно подразумевал сам свт. Кирилл, когда писал этот фрагмент;

2) вторая публикация продолжает начатое исследование свящ. Михаилом Асмусом в предыдущем номере: «Образный мир Леонтия, пресвитера Константинопольского. Часть 2». Этот раздел статьи посвящён анализу образного мира Леонтия как одному из факторов, подтверждающих принадлежность текстов одному автору, а также выявляющих уровень риторической подготовки и мастерства проповедника. Анализ символических образов Леонтия (Церковь и Её священнодействия, Агнец Божий, Хлеб Небесный, царская власть Христа) демонстрирует, с одной стороны, его приверженность евхаристическому реализму и цельной экклезиологии, объединяющей тайносовершительную и социальную функции Церкви, с другой стороны — выявляет некоторую размытость границ между символом и передаваемой им реальностью, увлечение художественной завершённостью образа, которое иногда приводит проповедника к отступлению от отстаиваемых им же богословских положений;

3) третья публикация свящ. Алексея Волчкова обращена в сферу исследования библейской критике: «Теологический проект У. Брюггемана и перспективы библейского богословия в XXI в.». Исследование посвящено творчеству известного библеиста и богослова Уолтера Брюггемана. У. Брюггеман известен не только как авторитетный исследователь и комментатор многих ветхозаветных текстов, но и как представитель традиции «библейского богословия» — всё менее популярного в западных научных кругах направления гуманитарной мысли. На богословское начинание американского теолога существенное влияние оказали новейшие течения в современной западной философии и литературоведении (постструктурализм, деконструктивизм, риторический критицизм, семиотика). В статье исследуется, в какой мере У. Брюггеману удалось совместить приверженность постмодернистской герменевтике и верность традиции библейского богословия.

Третий раздел «Заметки и библиографические обзоры» включает три публикации:
1) А. А. Морозов представляет «Обзор изданий коптских текстов в серии „Corpus scriptorum christianorum orientalium“. Часть 1». Автор рассматривает историю серии «Корпус восточных христианских текстов» и её основателя аббата Жан-Батиста Шабо. Обозначает цель издания, которое направлено на публикацию христианских текстов на различных древних восточных языках (арабский, армянский, грузинский, коптский, сирийский, эфиопский). В данном обзоре автор предлагает читателю познакомиться с первыми 28-ю томами коптского раздела этой серии. Они включают в себя сами тексты на различных диалектах и их переводы на латинский, французский и английский языки;

2) второй обзор И. С. Вевюрко продолжает освящать исследования по Септуагинте: «Бюллетень международной организации по изучению Септуагинты и смежных текстов. Библиографический обзор. Часть 4: 1999−2007 гг.». В это части обзора автор отмечает, что на рубеже веков в изучении Септуагинты происходит «собирание крох». Успехи в источниковедении, грамматике, лексикографии, лексикологии, текстологии, применении новых теорий перевода — парадоксальным образом привели не к выходу на широкие темы, ради которых когда-то в теологических институциях предпринимались шаги в сторону углублённого изучения всех этих дисциплин, но к концентрации на мельчайших вопросах, даже вполне убедительное разрешение которых в отношении к проблемам более общего плана (хотя тоже самим по себе частным), как правило, имеет лишь гипотетическое значение. Такая ситуация позволяет отчасти описать науку о Септуагинте в её зрелой стадии как «башню из слоновой кости», хотя, разумеется, она продолжала готовить специалистов высокого класса и увеличивать знание не только количественно, но и качественно;

3) третий обзор А. С. Кашкина также продолжает обзор публикаций на ветхозаветную тему: «Журнал для исследования Ветхого Завета. Библиографический обзор. Часть 2: 1977−1978 гг.». В этом библиографическом обзоре рассматриваются все публикации журнала, содержащиеся в № 4−9. Особенно следует отметить интересные статьи, посвящённые следующим темам: взаимоотношения Израиля и Эдома (№ 4), апокалиптика и историография, Книга Руфь (№ 5), царь Саул и аэндорская волшебница (№ 6), теория социальной крестьянской революции (№ 7), исследования Книги пророка Михея, сравнение 4 Цар. 22, 3−23, 24 и Иер. 36 (№ 8), этика Ветхого Завета (№ 9).

В четвёртом разделе представлено четыре рецензии на отечественные и зарубежные монографии:
1) Т.А. Щукин представил разбор монографии Д. Вальтера полностью посвящённой богословским и философским взглядам Михаила Пселла: WalterD. «MichaelPsellos — christlichePhilosophieinByzanz: MittelalterlichePhilosophieimVerhältniszuAntikeundSpätantike». Berlin: W. de Gruyter, 2017. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 132). 216 S.;

2) М.А. Вишняк проанализировал издание на новогреческом языке: «ὉΘεολογικόςΔιάλογοςὈρθοδόξωνκαίἈντιχαλκηδονίων (παρελθόν — παρόν — μέλλον): Μίαἁγιορειτικήσυμβολή». ἍγιονὌρος: ἹεράΜονήὉσίουΓρηγορίου", 2018. 841 Σ. Эти тексты посвящены богословскому диалогу между Православной Церковью и антихалкидонитами и включает в себя все тексты соответствующей тематики, составленные на Святой Горе Афон в период 1991—2015 гг.;

3) свящ. Евгений Шилов представил монографию А. Д. Щеглова «Реформация в Швеции: события, деятели, документы». — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.384 с. (MEDIAEVALIA);

4) А.В. Лаврентьев заглянул в мир философа Б. Спинозы, представленную И. Р. Тантлевскив в его монографии «Очерки по философии Спинозы». СПб.: Изд. РХГА, 2018. 200 с.

В пятом разделе «Хроника и обзор научных событий и конференций» диак. Николаем Шаблевским даётся описание Защита докторских диссертаций (Dissertazioni di Dottorato) в папском институте Библикуме в 2020 (осень) — 2021 гг.