Библия и христианская древность https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd <p class="western">Журнал, созданный на кафедре богословия Московской духовной академии, представляет собой одно из направлений научной деятельности «Центра изучения патристики и христианской древности». Издание предполагает публикации ранее не издаваемых оригинальных текстов на древнегреческом, латинском и восточных языках, переводы, комментарии, исследования, рецензии, обзоры, хроники событий и научных изданий, аннотированные библиографии (тематические или по авторам) монографий и журналов по библеистике, патристике, истории христианства на Востоке и Западе. В качестве основных целей и задач журнала — представление новых научных материалов по исследованиям и переводам, рецензий на публикации отечественных и западных исследователей, знакомство русскоязычных читателей с проблематикой и публикациями на иностранных языках.</p> <p class="western" style="text-align: center;"><em>***</em></p> <p class="western">ISSN печатной версии — <strong>2658−7815</strong><span class="redactor-invisible-space">​ <strong>|</strong> </span>ISSN онлайн версии — <strong>2713-1122</strong></p> <p class="western">DOI: <strong>10.31802/sturI | </strong><em>Номер <a href="https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=847831" target="_blank" rel="noopener">свидетельства</a> государственной регистрации: <strong>ПИ № ФС 77 - 80407</strong></em>.</p> <p class="western">Журнал включен в научный перечень ВАК по следующим направлениям:</p> <ul> <li><span style="font-size: 0.875rem;">Классическая, византийская и новогреческая филология (5.9.7. Филологические науки);</span></li> <li><span style="font-size: 0.875rem;">Теоретическая теология (5.11.1. Теология), по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм, протестантизм;</span></li> <li><span style="font-size: 0.875rem;">Историческая теология (5.11.2. Теология), по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм, протестантизм.</span></li> </ul> ru-RU patrology@yandex.ru (Sergey Kozhukhov, deacon) boldenckow1995@yandex.ru (Sergey Boldenkov) Thu, 18 Jan 2024 23:39:30 +0300 OJS 3.3.0.11 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Обзор и оценка исследовательских подходов к реконструкции учения свт. Григория Паламы о видении нетварного света: парадигма тварного боговидения. Часть 1 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/308 <p><span class="No-Break">В </span>статье систематизируются исследовательские подходы <span class="No-Break">к </span>реконструкции учения свт.&nbsp;Григория Паламы <span class="No-Break">о </span>способе видения нетварного света, сформировавшиеся <span class="No-Break">в </span>научном пространстве <span class="No-Break">с </span>начала XX <span class="No-Break">в. и </span>существующие <span class="No-Break">до </span>настоящего времени. Выделены три системы мысли, каждая <span class="No-Break">из </span>которых решает данную проблему особым образом: парадигма тварного боговидения, парадигма нетварного боговидения, парадигма антиномичности боговидения. Каждая парадигма рассматривается <span class="No-Break">в </span>отдельной части статьи. <span class="No-Break">В </span>первой части анализируются исследования ключевых представителей парадигмы тварного боговидения: М. Жюжи, Р. Синкевича, прот. В. Асмуса, М. М. Бернацкого, М. Кнежевича, М. Плестеда, Дж. Блэкстоуна, А. Хулиарaса, Д. С. Бирюкова. Установлена преемственность традиции <span class="No-Break">в </span>рамках парадигмы тварного боговидения, <span class="No-Break">а </span>именно концептуальная зависимость (прямая <span class="No-Break">или </span>косвенная) <span class="No-Break">от </span>выводов Р. Синкевича. Выявлены <span class="No-Break">и </span>описаны именно те концепты учения свт. Григория, который <span class="No-Break">в </span>рамках данной парадигмы 1) используются <span class="No-Break">как </span>смыслообразующие <span class="No-Break">и </span>базовые, 2) игнорируются <span class="No-Break">и не </span>встраиваются <span class="No-Break">в </span>её объяснительную модель. Также определены сильные <span class="No-Break">и </span>слабые стороны парадигмы тварного боговидения.</p> Вадим Елиманов Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/308 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 «Когда взираю я на небеса Твои»: интерпретация אלהים (ʾĕlōhîm) в Пс. 8, 6 в ранних переводах Библии и иудейских комментариях https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/309 <p><span class="No-Break">В </span>статье исследуются причины различных интерпретаций слова <span class="Языки_Иврит_Иврит-в-доп--тексте" lang="he-IL">אלהים</span> (<span class="Транслит_Транслит-в-доп--тексте">ʾĕlōhîm</span>) <span class="No-Break">в </span>Пс. 8, 6 <span class="No-Break">в </span>ранних переводах Ветхого Завета <span class="No-Break">и </span>раввинистической экзегезе. Автор выявляет исторические обстоятельства, лежащие <span class="No-Break">за </span>разными переводами, проясняет позиции еврейских толкователей <span class="No-Break">и </span>обнаруживает две традиции истолкования слова <span class="Языки_Иврит_Иврит-в-доп--тексте" lang="he-IL">אלהים</span> (<span class="Транслит_Транслит-в-доп--тексте">ʾĕlōhîm</span>): «Бог» <span class="No-Break">и </span>«ангелы». Реконструированы пути распространения этих традиций, указано их место <span class="No-Break">в </span>иудейском <span class="No-Break">и </span>христианском богословии, предложены перспективы исследований.</p> Егор Кропинов Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/309 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Значение термина «ἱλαστήριον/ἱλασμός» (Рим. 3, 25) в контексте осмысления природы Божественного прощения https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/310 <p><span class="No-Break">В </span>данной статье подробно рассматривается одно <span class="No-Break">из </span>важных <span class="No-Break">для </span>эмоциональной теории Божественного прощения библейских понятий<span class="No-Break"> —</span> «<span class="Языки_Греч-_Греч--яз--в-доп--тексте" lang="el-GR">ἱλαστήριον</span>/<span class="Языки_Греч-_Греч--яз--в-доп--тексте" lang="el-GR">ἱλασμός</span>» (Рим. 3, 25). Многие переводы <span class="No-Break">и </span>комментарии Писания следуют классическому значению рассматриваемого понятия <span class="No-Break">в </span>греческой религиозной литературе, <span class="No-Break">в </span>которой слово <span class="Языки_Греч-_Греч--яз--в-доп--тексте" lang="el-GR">ἱλαστήριον</span> понималось <span class="No-Break">в </span>значении умилостивления богов. <span class="No-Break">В </span>статье представлены филологические аргументы отечественных <span class="No-Break">и </span>зарубежных исследователей, <span class="No-Break">а</span> также приведены святоотеческие комментарии, которые проясняют подлинное библейское значение <span class="Языки_Греч-_Греч--яз--в-доп--тексте" lang="el-GR">ἱ</span><span class="Языки_Греч-_Греч--яз--в-доп--тексте" lang="el-GR">λαστήριον</span><span class="No-Break"> —</span> «очищение». <span class="No-Break">В </span>новом значении <span class="Языки_Греч-_Греч--яз--в-доп--тексте" lang="el-GR">ἱλαστήριον</span>отсутствует аспект эмоционального изменения Бога, <span class="No-Break">что </span>ставит <span class="No-Break">под </span>сомнение актуальность основного метода эмоциональной теории Божественного прощения: моделирования Божественного прощения <span class="No-Break">на </span>основании человеческого прощения.</p> Александр Крейдич Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/310 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Проповедь епископа Зиновия на 44-й псалом / издание древнеармянского текста и русский перевод https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/306 <p>Статья посвящена древнеармянской гомилии <span class="No-Break">на </span>44-й псалом. Она дошла <span class="No-Break">до </span>нас <span class="No-Break">под </span>именем еп. Зиновия <span class="No-Break">в </span>ряде древних рукописей, список которых дан <span class="No-Break">в </span>предисловии. Также обсуждается вопрос <span class="No-Break">о </span>двух формах текста, <span class="No-Break">об </span>авторстве гомилии <span class="No-Break">и </span>её возможной связи <span class="No-Break">с </span>корпусом сочинений свт. Мелетия Антиохийского; поднимается вопрос <span class="No-Break">о </span>характере библейского текста, используемого <span class="No-Break">в </span>древней проповеди.</p> Сергий Ким Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/306 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Послание патриарха Афанасия I Константинопольского и синода Константинопольской Церкви императору Андронику II Палеологу по поводу выступления Иоанна Дримия в 1305 г. https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/307 <p>Данная публикация представляет собой перевод одного <span class="No-Break">из</span> наиболее важных <span class="No-Break">с </span>исторической точки зрения произведений свт. Афанасия, которое, наряду <span class="No-Break">с </span>повествованием Пахимера, является единственным источником сведений <span class="No-Break">о </span>мятеже Иоанна Дримия против Андроника II <span class="No-Break">в </span>1305<span class="No-Break"> г.</span> <span class="No-Break">В </span>предисловии <span class="No-Break">и </span>комментариях затрагиваются вопросы <span class="No-Break">о </span>происхождении Дримия, его связи <span class="No-Break">с </span>раскольниками-арсенитами <span class="No-Break">и </span>идентификации его анонимного сообщника <span class="No-Break">из </span>Мир Ликийских.</p> Софроний Вишняк Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/307 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Некоторые новые монографии по христологической проблематике в эпоху III-го (Ефесского, 431 г.) и IV-го (Халкидонского, 451 г.) Вселенских Соборов и связанной с ними полемики https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/313 <p><strong>УДК 82-95 (27-9|01/07|)</strong> | <strong>DOI: 10.31802/BCA.2023.20.4.008</strong></p> <p><span class="No-Break">В </span>нашем обзоре «Новых книг» <span class="No-Break">мы </span>отметим некоторые монографии, вышедшие <span class="No-Break">в </span>последние годы (2019–2023<span class="No-Break"> гг.</span>) <span class="No-Break">и</span> посвящённые христологической полемике, которая началась <span class="No-Break">в </span>V <span class="No-Break">в. во </span>время Вселенских Соборов, соответственно Ефесского (431) <span class="No-Break">и </span>Халкидонского (451). <span class="No-Break">Мы </span>представим исследования <span class="No-Break">в </span>хронологическом порядке.</p> Сергий Кожухов Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/313 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Современное изучение Первой книги Еноха: обзор трёх монографий https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/311 <p>Исследование Первой книги Еноха, одного <span class="No-Break">из </span>самых известных, крупных <span class="No-Break">и </span>древних ветхозаветных апокрифов, является динамичной областью современной библеистики, хотя <span class="No-Break">и не </span>настолько быстро развивающейся, <span class="No-Break">как </span>изучение канонических книг Ветхого <span class="No-Break">и </span>Нового Завета. После того <span class="No-Break">как в </span>2008<span class="No-Break"> г.</span> <span class="No-Break">в </span>«Православной энциклопедии» вышла статья «Еноха первая книга», произошло множество научных событий: продолжалась полемика вокруг теории Габриэле Боккачини, уточнялись точки зрения текстологов, <span class="No-Break">на </span>основе разных источников проводился анализ темы «небесных двойников» <span class="No-Break">в </span>мистическом иуда­изме, подвергался обобщению значительный материал второстепенных источников <span class="No-Break">по </span>Еноху. <span class="No-Break">В </span>настоящем обзоре эти тенденции прослеживаются <span class="No-Break">на </span>основе трёх монографий, написанных признанными специалистами <span class="No-Break">в </span>области изучения ветхозаветной апокрифической литературы: «Исследования Книги Еноха <span class="No-Break">и </span>других раннеиудейских текстов <span class="No-Break">и </span>традиций» Майкла Книбба, «Вызовы общепринятым мнениям <span class="No-Break">по </span>вопросам Кумрана <span class="No-Break">и </span>Еноха» Пола Хегера <span class="No-Break">и </span>«Енох <span class="No-Break">от </span>Античности <span class="No-Break">до </span>Средних веков: иудейские, христианские <span class="No-Break">и </span>мусульманские источники» Джона Ривза <span class="No-Break">и </span>Аннетты Рид.</p> Илья Вевюрко Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/311 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Русскоязычные исследования по коптскому языку и коптской литературе. Библиографический обзор https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/312 <p><span class="No-Break">В </span>данном обзоре автор предлагает ознакомиться <span class="No-Break">с </span>основными публикациями русских коптологов. <span class="No-Break">В </span>изложенном материале даётся информация, касающаяся библиографических обзоров, энциклопедических статей, учебных пособий <span class="No-Break">и </span>грамматик, описаний коптских рукописей, хранящихся <span class="No-Break">в </span>русских библиотеках, изданий <span class="No-Break">и </span>переводов коптских текстов, <span class="No-Break">а </span>также исследований. <span class="No-Break">В </span>приложении <span class="No-Break">к </span>обзору предлагается список основных статей таких русских коптологов, как: О. Э. фон Лемм, П. В. Ернштедт, А. И. Еланской, М.&nbsp;К. Трофимовой <span class="No-Break">и</span> А. Л. Хосроева.</p> Алексей Морозов Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/312 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Рецензия на: Каприев Г. Византийская философия. Четыре центра синтеза / пер. с болг. Г. В. Вдовиной; науч. ред. Д. В. Зайцев и др. СПб.: СПбДА, 2022. (Теология: история и современность). 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/314 <p class="Рецензии_УДК"><strong>УДК 82-95 1(091)</strong> | <strong>DOI: 10.31802/BCA.2023.20.4.009</strong></p> <p class="Рецензии_Линия-абзаца ParaOverride-21">Появление книг ведущих зарубежных учёных <span class="No-Break">на </span>русском языке стоит всячески приветствовать; есть основания надеяться, <span class="No-Break">что </span>фонд «Теоэстетика» сыграет <span class="No-Break">в </span>этом деле заметную роль. <span class="No-Break">В </span>современной философской медиевистике Георгий Каприев (р. 1960) занимает одно <span class="No-Break">из </span>видных мест, <span class="No-Break">не в </span>последнюю очередь благодаря дару исторического синтеза <span class="No-Break">и </span>масштабного видения сложных духовно-исторических процессов. Знание латинских <span class="No-Break">и </span>византийских философских <span class="No-Break">и </span>богословских традиций <span class="No-Break">в</span>их непростых взаимопритяжениях <span class="No-Break">и </span>взаимоотталкиваниях позволяет учёному написать обобщающую монографию <span class="No-Break">по </span>всё более активно дебатируемому <span class="No-Break">в </span>наши дни предмету<span class="No-Break"> —</span> <span class="No-Break">по</span> византийской философии.</p> Дмитрий Макаров Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/314 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Рецензия на: Ребрик В. В. Введение в Ветхий и Новый Завет. СПб.: Алетейя, 2020. 896 с. ISBN 978-5-00165-005-8 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/315 <p class="Рецензии_УДК"><strong>УДК 82-95 (27-23)</strong> | <strong>DOI: 10.31802/BCA.2023.20.4.010</strong></p> <p class="Рецензии_Линия-абзаца ParaOverride-22">Виктор Васильевич Ребрик (родился <span class="No-Break">в </span>1968 <span class="No-Break">г.</span>)<span class="No-Break"> —</span> библеист, историк <span class="No-Break">и </span>политолог, доктор философии Тюбингенского университета. Его новая книга, согласно предисловию, преподносится <span class="No-Break">с </span>беспримерным пафосом: «Предлагаемый вниманию читателя курс является совершенно новым <span class="No-Break">в </span>истории отечественной библеистики. <span class="No-Break">В </span><span class="No-Break">то </span>время <span class="No-Break">как на </span>западноевропейских языках существует немало пособий <span class="No-Break">под </span>названием “Введение <span class="No-Break">в </span>Ветхий Завет” <span class="No-Break">и </span>“Введение <span class="No-Break">в </span>Новый Завет”, <span class="No-Break">у </span>нас <span class="No-Break">в </span>России таких пособий фактически нет» (с. 9). Однако уже эти начальные слова весьма настораживают.</p> Алексей Кашкин Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/315 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Рецензия на: Шнидевинд У. М. Как Библия стала книгой: текстуализация древнего Израиля / пер. с англ. В. Л. Вихновича и Н. В. Сидоренко. СПб.: Европейский Дом, 2020. 304 с.: илл. ISBN 978-5-8015-0410-0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/316 <p class="Рецензии_УДК"><strong>УДК 82-95 (27-275) </strong>| <strong>DOI: 10.31802/BCA.2023.20.4.011</strong></p> <p class="Рецензии_Линия-абзаца">Уильям Шнидевинд<span class="No-Break"> —</span> современный американский библеист, автор шести монографий <span class="No-Break">и </span>более пятидесяти статей. Большая часть его трудов посвящена вопросам истории древнееврейского языка <span class="No-Break">и </span>письменности, также есть исследования <span class="No-Break">по </span>памятникам древнего Угарита. Монография «Как Библия стала книгой»<span class="No-Break"> —</span> самая известная книга автора. Впервые изданная <span class="No-Break">на </span>английском языке <span class="No-Break">в </span>2004<span class="No-Break"> г</span>, она была переведена <span class="No-Break">на </span>ряд языков (французский, корейский, итальянский, португальский <span class="No-Break">и </span>сербский); наконец, этот труд стал доступен русскоязычному читателю.</p> Алексей Кашкин Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/316 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300 Хроника научных событий за 2022–2023 гг. https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/317 <p><strong>УДК 82-92 (001.83)</strong> | <strong>DOI: 10.31802/BCA.2023.20.4.012</strong></p> Артема Шелест Copyright (c) 2024 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0 https://ojs.patristic.ru/index.php/bkhd/article/view/317 Thu, 18 Jan 2024 00:00:00 +0300