Мих. 4, 1–7 — пророчество о возвращении евреев из Вавилона, а не о Церкви? Проблемы в экзегезе пророческих текстов у Феодора Мопсуестийского

Авторы

  • Борис Тимофеев

Ключевые слова:

библейская герменевтика, библейская экзегетика, Феодор Мопсуестийский, мессианское пророчество, типологическое пророчество, вербальное пророчество, древняя христианская экзегетическая традиция

Аннотация

В V в. Феодор Мопсуестийский в апологетических целях пересмотрел традиционное мессианское толкование пророческих текстов Ветхого Завета. Инструментом для такой работы послужили основополагающие принципы филологического и исторического анализа, известные в то время. Попытка разрешить противоречия и проблемы в области мессианского пророчества в Ветхом Завете привела к радикальному сокращению мессианского прочтения большинства пророческих текстов. Ярким примером этого является фрагмент Мих. 4, 1-7. Комментарий Феодора на эти стихи хорошо показывают го герменевтическую стратегию богослова, её сильные и слабые стороны. При рассмотрении аргументов толкователя становится очевидно, что сторонник точного толкования Писаний вынужден жертвовать буквальным смыслом значительных структур текста, чтобы обосновать узкое историческое понимание пророчеств.

Биография автора

Борис Тимофеев

старший преподаватель кафедры библеистики
Московской духовной академии

Загрузки

Опубликован

2025-01-04

Выпуск

Раздел

Исследования