Был ли Мелхиседек божественным Логосом в трактовке Филона Александрийского (Legum allegoriae III, 79–82)?

Авторы

  • Евгений Колодный

Ключевые слова:

аллегорическое толкование, Филон Александрийский, экзегеза, Послание к Евреям, Мелхиседек, логос, герменевтика, Ветхий Завет

Аннотация

В настоящей статье изучается интерпретация образа Мелхиседека как божественного Логоса в фрагменте Legum allegoriae III, 79–82. В этом фрагменте Филон Александрийский дважды именует Мелхиседека логосом (λόγος), из чего, однако, ещё не следует, что речь идёт именно о божественном Логосе. Тем не менее не позднее середины XVII в. в европейской науке фиксируется тенденция интерпретировать образ Мелхиседека в этом фрагменте как аллегорию божественного Логоса. В настоящее время эта интерпретация является наиболее распространённой. Однако обращение к доводам, приводимым в её пользу, показывает, что она покоится не на вполне прочных основаниях и обнаруживает серьёзные противоречия с внутренней логикой рассуждения, частью которого является данный фрагмент. В данном исследовании мы представим критический взгляд на истоки интерпретации образа Мелхиседека как божественного Логоса в Legum allegoriae III 79–82; продемонстрируем проистекающие из неё противоречия с общей логикой рассуждения Филона в более широком контексте этого фрагмента, а также предложим наше видение значения образа Мелхиседека в этом отрывке на основе анализа особенностей интерпретации Филоном фигур ветхозаветных священников и использования понятия μέθη νηφαλία («трезвенное опьянение») по отношению к ним.

Биография автора

Евгений Колодный

магистр теологии

аспирант кафедры библеистики

Санкт-Петербургской духовной академии

Загрузки

Опубликован

2024-11-04

Выпуск

Раздел

Исследования