«Он превзойдёт собственную природу»: Тема самообращённости ума в «Слове на житие преподобного Петра Афонского» святителя Григория Паламы и в Enneades V.3

Авторы

  • Тимур Щукин

Ключевые слова:

свт. Григорий Палама, Плотин, Никифор Григора, самосознание, обожение, Единое и Ум, исихазм, византийский гуманизм

Аннотация

В самом раннем сочинении свт. Григория Паламы «Слово на житие преподобного Петра Афонского» содержится пассаж, описывающий процесс самопознания подвижника: его ум сначала обращается к самому себе, освободившись от всего чувственного и страстного, а затем выходит за пределы собственной природы, чтобы созерцать Бога и соединиться с Ним. Иоанн Полемис в статье 2016 г. обратил внимание, что происхождение очевидно неоплатонической лексики и концептуального аппарата данного пассажа можно объяснить только прямым или косвенным знакомством свт. Григория Паламы с сочинениями Плотина. В данной статье предпринимается попытка, в развитие наблюдений Полемиса, идентифицировать трактат Плотина, на который опирается в своих рассуждениях свт. Григорий Палама. Автор статьи стремится показать, что основатель исихазма, перерабатывая некоторые пассажи En. V, 3, в определённых аспектах следует в русле мысли Плотина, но по самым существенным пунктам расходится с ним, и утверждает, что следствием самообращения ума является не обретение им природных границ, как полагал Плотин, а преодоление их в бесконечном приближении к Богу. В статье высказано предположение, что в «Слове» Палама полемизировал с мыслителями-­гуманистами, находившихся под влиянием Плотина, в частности, с Никифором Григорой.

Биография автора

Тимур Щукин

аспирант РГПУ им. А. И. Герцена
ассоциированный сотрудник СИ ФНИСЦ РАН

Загрузки

Опубликован

2019-09-20

Выпуск

Раздел

Критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)