Мистическое богословие и экзегеза Преображения у преподобного Максима Исповедника

Авторы

  • Григорий Беневич
  • Дмитрий Черноглазов

Ключевые слова:

Преображение, Максим Исповедник, экзегеза, мистическое богословие, Григорий Палама, Псевдо-­Дионисий Ареопагит, Фаворский свет

Аннотация

В статье рассматриваются толкования прп. Максимом Исповедником события Преображения Господня, которые сопоставляются с его учением о мистическом богословии. Доказывается, что Преображение созерцается прп. Максимом как своего рода «эйдос» или парадигма мистического богословия. Проводится сравнение некоторых ключевых понятий мистического богословия прп. Максима, с одной стороны, с «Ареопагитиками», а с другой — с учением свт. Григория Паламы. Сохраняя верность основным моментам учения «Ареопагитик», прп. Максим придаёт ему более отчетливое христологическое и опытно-­антропологическое истолкование. Что касается учения свт. Григория Паламы, то, несмотря на некоторые отличия в терминологии (особенно понимания апофатики), экзегеза Преображения прп. Максима и его учение о мистическом богословии в целом могут быть согласованы с основными положениями Паламы. При этом необходимо помнить, что прп. Максим отвечал на иные вопросы, природа и характер восприятия Фаворского света не были в центре его внимания.

Биографии авторов

Григорий Беневич

кандидат культурологии, свободный исследователь

Дмитрий Черноглазов

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ

Загрузки

Опубликован

2019-09-20

Выпуск

Раздел

Критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии