Использование темы проникновения огня в железо для описания соединения с Богом в восточно-христианском богословии: путь от Оригена до свт. Григория Паламы
Часть I
Ключевые слова:
восточно-христианское богословие, раннехристианская литература, всецелое смешение, обожение, сущность, свойства, именование, тождество и отличиеАннотация
Цель исследования — показать, как стоическая натурфилософская парадигма всецелого смешения, проявляющаяся в примере проникновения огня в железо, была заимствована раннехристианскими и византийскими богословами от Оригена до Григория Паламы для иллюстрации проникновения божественного в тварное и соединения тварного с божественным — такого, что тварное не растворяется в божественном, но остаётся в своей природе, проникаясь свойствами Божества. Для решения этой задачи используются стандартные методы исследования истории философской и теологической мысли. Парадигма проникновения огня в железо появляется у Оригена, который этим примером иллюстрировал соединение души Христа с Богом. Дальнейшее развитие этой темы включало в себя две линии, заложенные в оригеновском использовании этого примера: это христологическая и теозисная линии. В данной статье я прослеживаю развитие теозисной линии, в контексте ещё одной линии, в рамках которой пример с железом и огнём использовался для прояснения отличия в способе бытия тварных и нетварных сущих. Я рассматриваю, как эта линия находит своё проявление у Василия Великого и Кирилла Александрийского и показываю, как она работает у них с различительным потенциалом рассматриваемого примера, тогда как собственно теозисная линия, проявляющаяся в «Макариевском корпусе», задействует его объединяющий потенциал.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.