Мемра Мар Афрема «Об отшельниках» и основатели «мессалианства» в Эдессе IV века

Часть I: контекст и текст (1–100)

Авторы

  • Алексей Муравьёв

Ключевые слова:

аскетизм, сирийское христианство, сирийская литература, сирийская поэзия, прп. Ефрем Сирин, мессалианство, прп. Юлиан Сабба, прп. Авраам Кидонайа

Аннотация

Первая часть посвящена исследованию аскетических тем у Мар Афрема на основе сопоставления разных частей его корпуса. Сирийский аскетизм у него отражён в трёх основных формах: городские общины «обетников», странничество и разновидность последнего — «воскизм», связанный не только с отказом от стабильного местопребывания, но и с определённой диетой (питанием травой и листьями). Странничество (ˀksnayūṯā) в латинской и греческой традиции попало под подозрения, gyrovagi и «мессалиане» стали проклинаться и изгоняться. В сирийской традиции конкуренция между странничеством и киновией была более долгой. В IV в. этот вопрос для Мар Афрема ещё не имел остроты: он восхвалял Мар Юлиана Саббу и Мар Авраама Кидонского, которые практиковали радикальные формы отшельничества. В ряду аскетических сочинений Мар Афрема важное место занимает мемра (метризованная гомилия) «Об отшельниках». Она принадлежит к циклу сочинений и интересна прежде всего описанием форм местных особенностей аскетической жизни (īḥı̄ḏayūṯā) в Верхней Месопотамии и Сирии. В ней описаны практики пустынного отшельничества и социальной самоизоляции, которые связываются с начальным этапом «мессалианского» движения (национального сирийского аскетизма). Статья сопровождается переводом стихов 1–100 мемры.

Биография автора

Алексей Муравьёв

кандидат исторических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук

Загрузки

Опубликован

2020-02-25

Выпуск

Раздел

Критические издания, реконструкция текстов, переводы и комментарии